Андрей Ваврыш, генеральный директор девелоперской компании SAGA Development и друг Андрея Богдана — о смотрящих в Киеве, растратах денег города, связях с главой ОП и переговорах с Игорем Кононенко
Андрей Ваврыш неожиданно оказался фигурантом публичного конфликта между мэром Киева Виталием Кличко и главой Офиса президента Андреем Богданом. В конце июля на пресс-конференции киевский градоначальник заявил, что Богдан попросил его «корректировать свои действия в отношении процессов в городе» с Андреем Ваврышем или Александром Ткаченко (гендиректором принадлежащего Игорю Коломойскому телеканала 1+1). Об этом сообщает портал "Хайзер" со ссылкой на НВ.
Ваврыш давно известен столичным застройщикам. На протяжении пяти лет он работал на посту заместителя главного архитектора Киева, а затем — возглавил девелоперскую компанию SAGA Development, в портфеле которой 13 проектов. Среди них — известный жилой комплекс Rybalsky.
Департамент градостроительства и архитектуры во времена работы там Андрея Ваврыша неоднократно критиковали за незаконные стройки, большая часть которых реализовывалась Анатолием Войцеховским, за попытку снести Арку Дружбы Народов, а также открыть на месте стадиона Динамо Пантеон Славы борцов за Независимость Украины. При увольнении Ваврыша в сентябре 2015 года Виталий Кличко заявил, что в Киеве наблюдается хаос с наружной рекламой, МАФами и планами территорий. «И из всех источников я слышу, что всегда необходимо с кем-то договариваться, а изменить решение на положительное можно за вознаграждение. По этой причине был уволен заместитель директора департамента градостроительства и архитектуры Андрей Ваврыш, когда права на размещение рекламы передавались одному коммерческому предприятию», — заявил тогда Виталий Кличко.
Девелоперская компания SAGA Development также оказывалась в эпицентре конфликтов. Например, в феврале 2018 года Окружной админсуд Киева по иску депутата от партии Свобода Юрия Левченко признал незаконным и отменил Детальный план застройки Рыбальского полуострова (на этой территории ведется строительство ЖК Rybalsky), поскольку он не соответствует Генеральному плану развития Киева до 2020 года. Девелопер обжаловал это решение в судах высших инстанций. Весной 2017 года компания Андрея Ваврыша планировала стать девелопером по строительству отеля на Воздвиженке, по ул. Дегтярной. Это привело к конфликту с местными жителями, которые добились от Киеврады разрешения создать на этой территории сквер.
Читайте также: Кличко обратился в НАБУ из-за скандальных заявлений Богдана
Интервью журналисту НВ Бизнес 40-летний Андрей Ваврыш назначил на территории ещё одного своего знакового ЖК — Chicago Central House, где стоимость квартир доходит до 20 млн грн.
Ваврыш рассказал, что думает о заявлениях Виталия Кличко, является ли он собственником компании SAGA Development и о неформальных встречах с Андреем Богданом.
О конфликте Богдана с Кличко
На прошлой неделе мэр Киева Виталий Кличко публично заявил о том, что глава Офиса президента Андрей Богдан предложил ему корректировать свои действия с вами или Александром Ткаченко. Какие советы вы готовы давать Кличко?
Виталий Кличко все, как обычно, путает. Его могли предупредить, что я буду звонить по вопросу Украинского Дома (один из вариантов переезда офиса Зеленского с Банковой — ред.). Не более того. Я думаю, что это событие, высосанное из пальца.
То есть, вас не готовят на роль смотрящего в Киеве?
Если бы, обсуждая эту историю, я сказал «смотрящий над Амстердамом»? Это же глупость, какие «смотрящие»? Нормальный демократичный город с устоявшимися взаимоотношениями между жителями. Какие «смотрящие»? Это невозможно.
Но мы с вами обсуждаем город Киев и допускаем как гипотезу, что это нормально и можно продолжать. Мне даже думать стыдно, что я живу в городе, где это не вызывает у кого-то раздражение.
Но ведь институт смотрящих долго «работал» в Киеве.
Кто? Кто может быть «смотрящим» в городе, кроме мэра?
Насколько я понимаю, ранее «смотрящие» были из Администрации президента.
Я не знаю, откуда они были. У меня нет такого опыта. Но мне кажется, если ты как лидер и хозяин не допускаешь того, чтобы тобой кто-то управлял, то делать это просто невозможно. Если ты об этом молчишь, ты — соучастник. (Позднее Кличко все же подал соответствующее заявление в НАБУ о проверке фактов коррупции, заявленных Богданом — ред.)
В ответ на заявление Кличко, в Facebook вы написали, что единственным «смотрящим» в городе является сам Кличко. Можете расшифровать свой пост?
Я только что об этом сказал. Единственным «смотрящим» за городом должен быть мэр, которого избрали горожане.
Сейчас мы наблюдаем за большим конфликтом между главой Офиса президента Андреем Богданом и мэром Киева Виталием Кличко. Вы стали участником этого конфликта. Действительно ли есть необходимость увольнять Кличко, которого избрали киевляне? Законодательно сделать это сложно.
Все предельно просто. Насколько я понимаю, между ними существуют профессиональные отношения. Приходит один человек к другому и говорит: «Какие у тебя ко мне претензии?». Ему отвечают: «Не воруй, разгони „смотрящих“, перестань воспринимать бюджет как собственный карман — и никаких претензий не будет». Этот человек возвращается домой, садится и думает — делать первое или делать второе. Я так понимаю, что он делает выбор, затем выходит на сцену и что-то рассказывает. Я в этом процессе не участвую, я в нем человек случайный. Но самый интересный вопрос — какой конкретно выбор сделал этот человек?
Как вы думаете, какой?
Устроить скандал, сказать, что обижают. Хотя, как обижают, я не могу понять.
Андрей Богдан публично заявил, что работа со схемами городского бюджета приносит около $40 млн в год. Ему якобы предложили половину этой суммы за лояльное отношение к Виталию Кличко. Вы верите, что $40 млн в год «стоит» работа мэра?
Из внутренних источников я знаю, что факт провокации такой взятки был. И те, кто попытались это сделать, сожалеют об этом. Для меня абсолютный шок, что это вообще случилось. Это огромная глупость и я был шокирован, когда эта информация подтвердилась.
В каком смысле — сожалеют?
Наверное, не жалеют тогда, когда взятки берут и все тихо происходят, как у нас было последние пять лет. А сейчас кто-то от денег отказался. Я думаю, что это новая традиция, которая должна войти в нашу жизнь. Когда люди будут видеть в новостях, что от взяток отказываются и за такую провокацию привлекают к ответственности.
О смотрящих за Киевом говорили давно. И одним из таких людей называли Вадима Столара. Слышали ли вы об этом? Или, возможно, сталкивались?
Как ни странно, наша свободная пресса сообщала об этом крайне редко. Поэтому у меня вопрос к вам. Вы об этом слышали? Или эта информация появилась сейчас?
Это только слухи. Насколько они соответствуют действительности?
Я думаю, подтвердить или опровергнуть эти слухи должны правоохранительные органы. Речь идет не об абстрактных понятиях, а о конкретной роли конкретного человека.
Давайте снова вернемся к мэру Киева Виталию Кличко. Действительно ли его необходимо увольнять и как это планируют делать? Он избран горожанами и, насколько известно, нет реальных механизмов для его увольнения.
Давайте разберемся, что такое функция мэра и что такое функция главы Киевской администрации. Есть роли и полномочия самоуправления, которые делегированы законом О местном самоуправлении. А есть роли, которые делегированы законом О местных администрациях. Городская администрация обладает и теми, и другими. Устранить этот дуализм власти или вычленить роль делегированных полномочий администрации можно было отдельным законом или правками к действующему закону. В распоряжении Виталия Владимировича была фракция в Верховной Раде и возможность это сделать. Но, наверное, положение о том, что существует должность отдельно главы администрации и отдельно мэра, его устраивало. Я не занимаюсь политикой и не хочу ею заниматься. У меня есть свое мнение на этот счет, но я не хочу быть субъектом этого процесса. В любом случае, могу сказать, что решение ничего не менять он принимал ранее сам. Возможно, обстоятельства поменялись.
Деньги города — куда они уходят
Вы считаете, что нужно разделить полномочия мэра и главы КГГА?
Я считаю, что мы давно созрели к тому, чтобы фундаментально пересмотреть всю систему сдерживаний и противовесов в организации власти на территории столицы. Например, я считаю, что очень зря у нас уже много лет не существует районных советов. Хотя даже создания советов недостаточно, чтобы вылечить систему местного самоуправления. Управление ресурсами, сборами и доходами должно быть делегировано как можно ниже. Чтобы люди сами могли принимать решения, как им тратить то, что они зарабатывают. Было бы видно, что развитие территорий — это хорошо. Это поменяло бы ракурс диалога внутри общества от «уйдите вон отсюда, никого видеть не хочу» в сторону «давайте привлекать сюда молодых специалистов, которые зарабатывают, платят налоги». Тогда бы мы развивались и формировали среду, в которой хочется жить, хочется привлекать людей и бороться за развитие человеческого капитала. Это самый важный ресурс для развития городов. Нам все время кажется, что кто-то и где-то постоянно раздает ресурсы. А потом депутаты из какой-нибудь «партии новых дел» разбрасывают бюджетные средства от собственного имени и надеются на преференции при голосовании. Мне это напоминает пир во время чумы. Вместо того, чтобы люди зарабатывали и сами тратили деньги на улучшение жизни, мы имеем систему, которая подобную работу превращает в праздник подарков в обмен на лояльность. Зато иррациональное расходование средств в такой системе не заметно.
Вы говорите о лавочках и детских площадках, которые регулярно устанавливают перед выборами?
Я думаю, что лавочки — ничто по сравнению с 2,5 млрд грн, оплаченных авансами (строительство метро на Виноградарь) или почти 1 млрд грн (оплата кредита за вагоны метрополитена), ушедших «налево» через компенсации разных судебных решений за лизинговые вагоны. Вы даже не представляете, сколько всевозможных лавочек, парков, скверов, школ и садиков можно было бы открыть на эти деньги. Глобальные деньги в Киеве уходят не туда, куда должны.
О каких суммах идет речь?
Я думаю, это несколько сотен миллионов долларов в год.
А на какие цели они тратятся?
Иррационально.
Например?
Я не прокурор, чтобы оценивать, куда эти деньги идут. Но я могу сказать, что тезисы «жить по средствам», «работай над приоритетами», «оптимизация бюджета», «формирование стратегии», «прогрессивное решение», «внедрение инновационных решений» сопровождаются единой целью — как можно более коротким путем из текущего положения попасть в целевое положение. Мы все боремся за инновационные решения, клеим надписи Smart City. Все это посвящено только одному — рациональному расходу средств исходя из приоритетов и нужд города. Нам явно есть куда расти.
О кадровых конкурсах и работе киевского департамента градостроительства
Вы уже говорили о политике. Почему вы не принимали участие в выборах в Верховную Раду от партии «Слуга народа»?
Я когда-то пытался идти в депутаты и, общаясь с потенциальными избирателями, видел, вокруг чего происходит диалог. Приходишь и разговариваешь, что можно сделать для решения проблем. А меня просят сделать площадку. Я понял, что не готов врать людям. А то, что действительно нужно делать, находится за пределами ожидания избирателей. Я для себя принял решение: никогда больше, ни при каких обстоятельствах не участвовать ни в каких избирательных кампаниях.
Вы неоднократно характеризовали Анну Бондарь, которая работала с вами в департаменте градостроительства и архитектуры Киевской администрации, как одного из лучших специалистов в своей сфере. Анна Бондарь принимала участие в конкурсе на должность главного архитектора Киева в 2016 году, но проиграла Александру Свистунову. Как думаете, почему? (Анна Бондарь стала депутатом ВР от Слуги народа по 220 мажоритарному округу в Киеве — ред.)
Я точно знаю, почему он выиграл. Я думаю, что подставные архитектурные конкурсы — об этом. Мне кажется, оценку этим действиям дает не общество в широком понимании, а профессиональное сообщество. И я, наверно, не тот субъект, который должен это оценивать. Но вы, сделав небольшой блиц-опрос о стратегии управления этим департаментом в исполнении нынешнего главного архитектора и прошлого и.о. (Анна Бондарь исполняла обязанности главного архитектора), поймёте разницу. Я считаю, что город на несколько лет уснул.
В Офисе президента говорят, что Владимир Зеленский рассматривает Александра Ткаченко на должность главы КГГА. Вы давно дружите с Ткаченко. Вы обсуждали с ним этот вопрос?
Это должен комментировать Офис президента. Я ничего об этом не знаю. Слухов ходит много.
О встречах с Андреем Богданом
О вашей дружбе с главой офиса президента Андреем Богданом известно давно, у вас много совместных фото. Как часто вы с ним видитесь? Советуется ли с вами?
Он очень опытный управленец, хорошо разбирается во многих делах. Я стараюсь подальше держаться от государственной власти.
Когда вы с ним познакомились?
Около семи лет назад. Я, честно, уже не помню, каким образом.
У вас есть родственные отношения?
Нет. У нас взрослые дети и мы не кумовья.
Вы с ним виделись после назначения на должность главы Офиса президента?
Да.
Что вы обсуждаете во время таких встреч?
У нас много личных, семейных тем для обсуждения. Заниматься обсуждением государственных дел после таких сложных рабочих дней — просто нет сил.
О переносе Офиса президента в Украинский дом и связях с главой ОП
Владимир Зеленский после победы на выборах президента заявил, что не хочет работать в здании Администрации президента на ул. Банковой. Он хочет переехать, вероятнее всего, в Украинский дом. Идея перенести офис Администрации президента в Украинский дом — ваша?
Это идея Офиса президента. Меня просили систематизировать опыт, что было сделано и что не было. Я им все показал и рассказал.
Почему вы считаете, что Украинский дом — это лучший вариант для офиса президента?
Это не вопрос, почему я так считаю или не считаю. Всегда есть варианты лучше.
В качестве возможного варианта рассматривали КВЦ Парковый. Почему не остановились на нем?
КВЦ Парковый находится в частной собственности. Офис президента — серьезная организация, которая должна организовывать государственные, оборонные функции, что не может осуществляться в частном здании. Существует много организационных вопросов, плюс ментальных. Президент страны — это лидер. Лидер, задающий стандарты, каким должно быть наше общество. Поэтому тяга к открытости власти — это прекрасно. Создавать центр развития страны — прекрасно.
Почему все же Украинский дом?
Вы знаете, что когда-то первый музей Ленина открыли в Доме учителя, в котором был кабинет президента УНР Грушевского? И вместо нашего руководителя страны насадили нам внешнего идола. А теперь на место, где был Ленин, мы возвращаем лидера нашей нации, президента Украины. Это же большое закрытие ментального гештальта. По-моему, это очень круто!
Но открытие Офиса президента в таком месте создает дополнительные проблемы. В здании должны быть защищенные каналы связи, возле Украинского дома большая развязка…
Я вам как связист скажу: это полная ерунда. Линия связи там проложена, и вообще это настолько примитивная задача! Я не знаю, почему о ней все и постоянно говорят. Европейская площадь — большая по территории и реализована таким образом, что ее часть выделена островками безопасности. Если проезжую часть, которая примыкает к Украинскому дому, за разворот отодвинуть от существующей бровки прилегающей к Украинскому дому пешеходной зоны, все будет работать точно так же. А вот пространство станет большой пешеходной зоной перед Украинским домом. Ничего не изменится. Это делается очень просто, хотя вариантов может быть больше.
Площадь перед Офисом президента будет открыта?
Абсолютно. Так и должно быть. Существует определенный режим безопасности. Но ограждаться от народа не стоит.
А что делать с нынешним Офисом президента?
Это не мне решать, но идея, которая была озвучена — это расширить Национальный художественный музей. Честно говоря, один из самых главных мотивов, который движет мною — чтобы это могло произойти. Мне очень этого хочется. У музея 1% или 1,5% коллекции экспонируется в залах.
В каком вы статусе в этом проекте?
Я просто пытаюсь рассказать об этом.
Между беседами о делах семьи [с Андреем Богданом] говорите о том, что музей — хорошая идея?
Да, это была бы хорошая идея.
А есть ли у вас общий бизнес с Андреем Богданом?
Нет и никогда не было.
Денис Бигус в своем расследовании установил, что земля на проспекте Победы, на которой идет строительство одного из ваших проектов, находится в аренде компании Кармен Трейдинг. Ее директором является Александр Коваленко. На него Андрей Богдан оформлял доверенность по своим землям и поэтому Богдана считают связанным с вами по этому проекту.
Юрист единожды по контракту стал директором на период приобретения актива, будучи гарантом между продавцом и покупателем. После этого юриста выводят из компании, сделку завершают и ставят новое руководство. И вы считаете, что в этом заключается совместный бизнес? А что тогда юридические услуги г-на Коваленко? Вы же знаете, что очень часто юристы сопровождают сделки, это их работа.
То есть речь шла только о покупке проекта?
Мы выкупили этот проект, а он обеспечил юридическое сопровождение. Все остальные взаимосвязи — это домыслы.
О девелоперском бизнесе
SAGA Development, которую вы возглавляете, быстро стала известным застройщиком с большим количеством проектов. Действительно ли при старте работы компании вы вели переговоры с Игорем Кононенко и предлагали ему застроить территорию предприятия Кузня на Рыбальском?
Разговоры с Игорем Кононенко зарождались на одной простой идее. Мне надоело смотреть, как плохо работают государственные власти, и я решил на собственном примере показать, что можно строить нормальные проекты. Придя к нему, я попытался убедить Кононенко, что концепция среднеэтажной квартальной застройки будет отличной. Он, вроде, сначала согласился. Но потом появились другие землепользователи, которым понравилась концепция и они предложили заняться их территорией. Вот так появилась концепция Рыбальского. Посмотрите на качество проектов, которые мы строим. Вот оно выступает нашим адвокатом. Если раньше мы искали возможность купить участок, то сейчас у нас очень большой портфель проектов.
Кто согласился реализовывать ваш проект на Рыбальском?
Это был Михаил Юрьевич Бродский, который занимался оперативным управлением Речного порта.
Кто финансировал этот проект?
Не могу раскрыть все детали. Это несколько фондов.
Вы являетесь совладельцем SAGA Development?
У меня есть опцион на выкуп и скоро я буду владельцем SAGA Development
Какую долю компании вы получите? Контрольный пакет?
Контрольный.
Какие условия выкупа?
Я должен запустить определенное количество проектов — это будет выполнением моего контракта. Условия соглашения озвучивать не могу.
Когда это произойдет?
Я рассчитываю, что до конца этого года.