Природный газ впервые занял первое место в энергобалансе Германии, следует из данных, опубликованных Рабочей группой по энергетическим отчетам ФРГ (AGEB) по итогам первого полугодия. Его доля достигла 30,6%.

Потребление первичной энергии за шесть месяцев 2021-го составило 6191 петаджоуль, что на 4,3% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Потребление природного газа выросло на 15,6% г/г из-за низкой температуры зимой, а также снижения выработки электроэнергии ветряными станциями.

На втором месте в энергобалансе — нефть и нефтепродукты (28,6%), на третьем — ВИЭ (16,8%). Затем следуют бурый (8,4%) и каменный уголь (8,2%), а также атомная энергия (6%).

В тоже время угольная генерация в ФРГ отвоёвывает позиции у ВИЭ. По итогам первых семи месяцев 2021 года доля угля в суммарной выработке электроэнергии составила в Германии 26,1%, почти на 7 процентных пункта превзойдя уровень января-июля 2020 года (19,3%).

Доля ветровых станций за тот же период снизилась с 27,8% до 21,3%, а доля солнечных – с 10,9% до 10,5%. В меньшей степени снизились доли газовой (с 15,3% до 15,1%) и гидрогенерации (с 3,2% до 3%). Отчасти схожие сдвиги произошли и во всех 27 странах ЕС.

Прирост выработки угля во многом связан со сравнительно холодными зимними и весенними месяцами, на которые также пришлось восстановление в немецкой промышленности. Это не могло не отразиться на газовом спросе: если по итогам февраля 2020 европейские подземные хранилища газа (ПХГ) были заполнены на 60,3%, то ровно год спустя – лишь на 36,7%.

Риск дефицита газа подстегнул угольную генерацию и, как следствие, конечный спрос: по итогам 2021 года потребление угля в ЕС вырастет на 4%, прогнозировало Международное энергетическое агентство (МЭА).

У Германии было более чем 10 лет, чтобы имплементировать заданные еще в конце нулевых программы по переходу на зеленую энергетику. Но по факту вышло так, что зеленой генерации попросту не хватает. На приведенной ниже карте видно ту скорость постройки ЛЭП, которые были необходимы для "зеленого" перехода. За 10 лет из 7700 км линий электропередач построено было лишь 950 км. Впечатляет, не правда ли? Учитывая, что для Германии это было всегда политическим вопросом. То усиление потребления газа и угля лишь играет на руку промышленным корпорациям, которым выгодна такая ситуация и получение выгодных контрактов с той же Россией на поставку "дешевого" газа. Отсюда и резкое неприятие отказа от Северного Потока-2. По сути своей, Германия зависима от французской ядерной энергетики, российского газа и польского угля, а учитывая то что отношения Берлина и Варшавы не самые лучшие, то не исключаем вариант и закупки угля в России.

История не обязана никого учить, потому закрываются глаза на то, что пытаемся союзничать с страной, которая дважды проиграла мировые войны. Но по факту, именно сейчас Германия теряет свою хватку в Европе, идя на конфликты с Британией, странами бывшего соц.лагеря. У нее было более чем 20 лет на выстраивание Европы равных скоростей, но вместо этого по факту получилось прямо противоположное, и есть определенный риск, что если в Европейском Союзе не решаться на реформы, а Берлин не обуздает промышленников, то Европейский Союз ждет незавидная судьба.