О проблемах Байкала говорят давно и долго. Более того, сегодня озеро фактически стало заложником нормативно-правовой базы - очистить его нельзя, пока не изменится законодательство.

Рост концентрации токсинов в Байкале привел к тому, что вода из озера перестает соответствовать санитарным нормам и ее уже нельзя пить. Об этом на Всероссийском водном конгрессе заявил директор Лимнологического института Сибирского отделения Российской академии наук Андрей Федотов, сообщает Hyser.

По словам ученого, в Байкале, самом чистом озере в мире, уже до предельных значений выросли концентрации бактерий, продуцирующих токсины. А это, в свою очередь, делает воду Байкала "мертвой".

Как заявил Федотов, пить такую воду уже нельзя. Он отметил, что по мелководью озера практически повсеместно распространилась водоросль спирогира, которая меняет экосистему Байкала, к примеру, приводя к исчезновению байкальских губок.

"Площадь распространения спирогиры на Байкале продолжает расти, а в некоторых местах на берегу озера водоросль цветёт уже круглый год", - говорит Федотов.

Предшественник Федотова на посту директора института - ученый-биохимик, академик Михаил Грачев тоже говорил о водорослях в Байкале, однако в разы мягче.

"Главная беда на Байкале - это прибрежная эвтрофикация, то есть попадание на берега большого количества органики, в том числе из очистных сооружений. Из-за этого растут водоросли спирогира - это не смертельно, но неприятно", - так об экологической ситуации на Байкале академик говорил в апреле 2019 года.

Кроме того, Андрей Федотов в своем докладе отметил, что дым от постоянных лесных пожаров вблизи Байкала "поставляет" в водную экосистему большое количество биогенного компонента – аммония.

Напомним, в мае 2019 года сотрудники Лимнологического института заявили, что не готовы согласиться с позицией Минприроды России, предлагающей многократно увеличить допустимую массу и концентрацию веществ, сбрасываемых со сточными водами в озеро Байкал.

В многочисленных приложениях, направленных в адрес руководства профильного ведомства, Андрей Федотов заявил, что это погубит Байкал.

«На фоне негативных изменений, происходящих в последние годы в мелководной зоне Байкала и в местах с возросшей антропогенной нагрузкой, чрезвычайно опасно вводить нормативы, в которых содержание сбрасываемых компонентов многократно (например, по нитратам — в 120 раз, минерального фосфата — в 50 раз) превышает их фоновые содержания в байкальской воде», - сказал он.

В пример ученый привел очистные сооружения Северобайкальска, которые посредством реки Тыя поставляют в озеро Байкал 6−6,2 тонны фосфатов в год.

«Это имеет катастрофические последствия для мелководной зоны Байкала ниже устья Тыи на протяжении порядка 10 километров. На этом участке величина биомассы выброшенных на берег Байкала водорослей доходит до 90 килограммов на квадратный метр», - резюмировал Андрей Федотов.

По его мнению, поправки Минприроды по поводу выбросов необходимо доработать с учетом мирового опыта по очистке сточных вод. Причем работы должны вестись при участии научного сообщества и разработчиков продукции по водоочистке.

Накануне в Кремле также предложили ограничить поток туристов на Байкал. Об этом заявил спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности Сергей Иванов. По словам Иванова, бытовые отходы от туристов на Байкале растут "непомерными темпами", а на берегу озера, "как грибы", появляются новые гостиницы, и ни одна из них, как заявил чиновник, не строится с очистными сооружениями.

Ранее сообщалось о сенсационном признании бывшего советского ученого, что для ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС привлекали роботов.

Также Стена писала, что Россия на пороге катастрофы. Вулкан, который находится в центральной части Камчатки внезапно проснулся и его возможное извержение может привести к катастрофическим последствиям.